Культура на острове Шри-Ланка

Близость к материку, к Южной Индии, оказала больше влияние на культуру Шри-Ланки. Только население глубинных районов сохранило свою самобытность и культурные традиции древних времен. Искусство и ремесла давно прославили остров.

Древние архитектурные ансамбли, скульптура, живопись резьба по дереву и металлу возникли здесь еще до нашей эры. Наиболее выдающимися памятниками древней культуры и архитектуры Шри-Ланки являются буддийские ступы, или дагобы. Это культовые сооружения куполообразной формы. Само слово «ступа» (на языке пали — «тхупа», а по-сингальски — «дагоба») означает место для религиозных реликвий. Происхождение дагоб на Востоке относится еще к добуддийским временам. Но на острове они стали возводиться вместе с распространением буддизма как памятники в честь Будды и его последователей. Первая такая дагоба на острове — Тхупарама сооружена в III веке до нашей эры, во времена правления Тиссы. Она имела высоту 120 метров. К древнейшим дагобам относится и Тисса-Махарама на юге, построенная, вероятно, в I веке нашей эры. Эти гигантские сооружения каменной кладки примеры удивительного строительного мастерства древних зодчих. С течением веков строительство сингальских дагоб продолжалось, их архитектурный стиль почти не изменялся. Распространение буддизма и укрепление экономического могущества духовенства привели к массовому строительству монастырей (вихар). Остатки самых древних из них сохранились в районе Анурадхапуры.

Большого расцвета архитектура достигла в полоннарувский период (IX—XIV вв.). Сохранившиеся до наших дней величественные постройки этого города-заповедника привлекают тысячи туристов из разных стран мира. Среди многочисленных архитектурных памятников привлекает особое внимание главный храм культового комплекса Ланкатилака. Период европейских завоеваний принес с собой совершенно отличные тенденции развития ланкийской архитектуры. Получило значение гражданское строительство, которое лишь слепо копировало некоторые архитектурные стили Европы, приспосабливая их к местным условиям. Многовековую историю насчитывает живопись в Шри-Ланке. Наиболее древняя ее форма — раскраска масок демонов и различных божеств для обрядовых церемоний. Древняя живопись сохранилась в виде наскальной росписи и росписи деревянных храмов. Сюжетами фресок служили различные буддийские предания и легенды. Встречаются и светские по содержанию изображения. Выдающимися образцами сингальской живописи являются фрески Сигирии, имеющие много общего с фресками Аджанты и Эллоры в Индии и вместе с тем глубоко национальные и самобытные. Народные мастера пользовались для росписи натуральными красителями. Классический период школы сингальской живописи длился до полного падения царства Полоннарувы. Храмовая роспись, и особенно фрески Сигирии, оказала влияние на дальнейшее развитие живописи в стране.