Культура на Коморских

Коморцы представляют собой сложную многоэтническую нацию, сформировавшуюся из представителей африканских народов, мальгашей (малагасийцев, австронезийская семья), арабов и персидских народов. Кроме столь различных субэтнических групп, каждая из которых в той или иной степени до сих пор сохраняет свои национальные традиции, на островах проживают представители трех этнических меньшинств – анталоте, сакалава и креолы, а также многочисленные представители других, более мелкие этнические группы..

На островах беспрепятственно исповедуются практически все религиозные течения планеты, однако доминирующая религиозная группа – мусульмане-сунниты – ведут свое происхождение от выходцев с Аравийского полуострова и персов-ширази (выходцы из Шираза). Хотя здесь, как и в других исламских странах, не одобряется употребление алкоголя, а мечети являются главными культурными и религиозными центрами, местная разновидность ислама отличается несколько большей терпимостью, чем в лежащих севернее странах Залива, и более близка к африканским традициям. Призывы муэдзина к молитве – такая же визитная карточка местных населенных пунктов, как и шпили вечно переполненных мечетей, но в традициях коморцев явно заметны и следы анимизма (в первую очередь это прослеживается в боязни различных злых духов, традиционно называемых здесь джиннами). Коморские женщины, как и положено мусульманкам, одеваются довольно скромно, но в любом населенном пункте можно заметить характерную скорее для восточной части Ирана или Индостана традицию ношения вместо хиджаба или паранджи воздушной накидки “пурда”, входящей в качестве обязательного элемента во многие платья. Также популярны красочные сари или “хиромани”, которые обычно дополняются столь популярной здесь желтоватой пастой “мсидзану” из сандала и коралла, накладываемой на лицо подобно маске.

Архитектура сама по себе является визитной карточкой Коморских островов. В старых “арабских кварталах” большинства крупных городов архипелага можно проследить тесную связь арабских и персидских корней местного этноса с восточноафриканскими народами, в первую очередь – с суахили. Двухэтажные здания с обязательными галереями, балюстрадами, коваными или резными решетками, причудливо украшенными резьбой деревянными дверями и ставнями составляют большинство старых строений острова. В них явно прослеживаются и этапы формирования местной культуры, что особенно заметно в оформлении различных дворцовых комплексов, большинство из которых построено в XVI-XIX веках на фундаментах более старых сооружений. Соответственно, в силу достатка, и свои жилые дома коморцы стараются строить с соблюдением старых традиций, украшая дома в том же стиле, что был близок их предкам. Поэтому многие местные города, несмотря на их некоторую хаотичность, можно легко поделить по внешнему виду на “национальные” кварталы. Ярким диссонансом красивым старым зданиям выступают кварталы бедноты, застроенные по большей части типичными “африканскими” домиками из глины и соломы или многочисленными “бангас” – ветхими домами (скорее – простыми навесами из фанеры и жести), нередко украшенными граффити и различными образцами “наивной живописи”.