Семейские — живая сокровищница русской культуры на просторах Забайкалья

На юге Бурятии, среди великолепной природы, лежит село Тарбагай. Это центр Тарбагайского района, в состав которого входят еще 22 села. Живут в этом районе представители старинной ветви русского народа – Семейские. Это трудолюбивые, жизнерадостные, гостепериимные люди, хранители древних традиций.

Этническая группа русских, называемая Семейские – это старообрядцы, по указу Екатерины II насильно переселенные в XVIII веке с запада Российской империи в малозаселенные сибирские земли.

Причины переселения были сугубо политические – ухудшение отношений Российской и Цинской империй и обострение на русско-китайской границе. Для усиления российских границ в Тобольске начали формировать ландмилицейские полки из польских староверов-мужчин возрастом до 40 лет и направлять в Забайкалье. Остальных «польских выведенцев» отправили в Селегинский и Нерчинский уезды для хозяйственных работ, обеспечивающих пограничные войска.

Так в Забайкалье появились численные группы староверов, селившиеся семьями на нетронутых землях. Местное население прозвало их Семейские.

Трудолюбивые и дружные старообрядцы быстро прижились, создав зажиточные, добротные селения и успешно развив в этом регионе земледелие.

Но своей веры Семейские не забыли. Они представляли течение христианства, названное «беспоповщина», состоявшее в том, что религиозные обряды проводили не священники, назначенные руководством Церкви, а уставщики. В Забайкалье до сих пор можно увидеть старые деревянные часовни беспоповцев, похожие на обыкновенные избы. Посты соблюдались строго. Курение было запрещено, алкоголь практически не употреблялся, блюлись строгие нравственные устои.

Характерная традиционная черта избы старовера – полная бутыль водки на видном месте, демонстрирующая, что хозяин равнодушен к алкоголю. Дома строили в старорусской традиции, из бревен, с высоким крыльцом и резными расписными в яркие цвета ставнями. Такой же яркостью отличалась и традиционная одежда. Жили в этих домах до 4 поколений больших патриархальных многодетных семей.

Сейчас увидеть быт Семейских и прикоснуться к традициям, уходящим корнями в русское средневековье, можно в Музее старообрядческой культуры, находящемся при храме в селе Тарбагай. Там представлены предметы домашней утвари, старинные вещи и, конечно же, дивные по красоте иконы.

Неудивительно, что трудолюбивые крестьяне Семейские жили довольно обеспеченно, имели хорошо налаженные хозяйства. Поэтому коллективизация начала XX века не обошла их стороной. Многие семьи были раскулачены. Семейские ответили на это организованным бунтом против советской власти – около 600 человек объединились в Малетинском крестьянском восстании начала 1930-х гг.

Во времена советской власти были разрушены практически все старообрядческие церкви, часовни и молельни, не осталось ни одной церковной общины, действовала лишь одна церковь староверов селе Новый Заган.

Семецким удалось пронести сквозь века испытаний свои духовные, исторические и культурные традиции. Самобытность их культуры не утрачена и сейчас. В деревнях по сей день празднуют старинные русские праздники. Широко известна их неповторимая техника многоголосого пения народных песен. Культура Семейских была провозглашена ЮНЕСКО в 2001 г. «Шедевром устного и нематериального наследия человечества». И действительно, человечеству есть чему поучиться у Семейских – верности своему народу и вере, чистоте нравственных и семейных традиций, трудолюбию и любви к жизни.