Рассвет буддизма в Сибири

Нам доподлинно известно, что в восемнадцатом – девятнадцатом веках большая часть Сибири, Забайкалье и Прибайкалье подверглось влиянию буддийской религии. Наряду с новой религией, на сибирские земли так же попадают культурные достижения народов Монголии и Тибета. В 1723 году в края Забайкалья прибыло 50 лам из Тибета и вдвое больше лам из Монгольских храмов. В 1741 году выходит указ императрицы Елизаветы Петровны о признании ламаистской веры в Бурятии. Э

тот указ утвердил 150 лам и 11 дацанов. При этих дацанах печатались книги и открывались новые школы. К 1916 году в Бурятии насчитывалось уже 36 дацанов и более 16 тысяч лам.

Появление буддизма в Сибири повлияло и на распространение тибетской медицины среди местных жителей. В то время начали появляться одни из первых медицинских школ (манба-дацаны). В этих заведениях было перепечатано множество классических трактатов, посвященных тибетской медицине.

Так же был создан целый ряд новых трудов, собирающий в себе традиционные мудрости тибетских лекарей с опытом сибирских лам. В таких медицинских трактатах, как «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» приведено описание около 1300 лекарственных средств, изготовленных из растений, а так же 114 видов минералов и металлов и более 150 видов животного сырья.

В связи с распространением буддизма в Сибири, начала отмирать более древняя религия, исконно распространенная в этих краях – шаманизм. На служителей культа шаманов организовывали гонения, предавались жестоких вандальским разрушениям древние капища шаманов, а культовые вещи безжалостно уничтожались.

Но все же двум религиям удалось прийти к миру и найти компромисс для существования на сибирской земле. В ламаистскую систему были внесены и бурятские божества, они отождествлялись с буддийскими; культ родоплеменных отношений был подвергнут ламаизации. Эжины, бывшие в шаманстве кем-то вроде жрецов, мирно перешли в буддизм, получив новые имена – сабдаки.

После Октябрьской революции в Сибири началась усиленная борьба как против буддистов, так и против шаманистов, в результате чего местные жители стали скрывать религиозные предпочтения и процветание буддизма в Сибири пошло на спад.