Наскальные рисунки на берегах Байкала

Скала Саган-Заба, что высится на берегах Байкала, притягивает взгляд красотой белого мрамора. Ее очень легко узнать среди бурых камней, окружающих ее. Добраться до этого интересного места можно проехав пять километров от мыса Крестовский, в сторону севера.

Саган-Заба приобрела свою известность благодаря множеству наскальных рисунков, которые, по словам специалистов, по своему разнообразию и сложности исполнения не имеют конкурентов на всей огромной территории, что простирается от Урала до Тихого океана.

К сожалению, с момента открытия, в 1881 году, время значительно потрудилось над этим памятником древнего искусства. До наших дней дошли всего пять фрагментов этих когда-то огромных изображений. Возраст самых древних из них восходит к концу второго тысячелетия до н. э.

На огромном каменном «холсте» на высоте двух-трех метров над водами Байкала, художники древности высекли множество изображений – люди (пешие и конные), животные, птицы, все это причудливо вплеталось в сюжет, о котором мы сейчас можем только догадываться. Древние мастера «выдалбливали» свои сюжеты в мраморной глыбе. При помощи острых инструментов они сбивали верхний, потемневший пласт, и добирались до белоснежного мрамора. Иногда они прибегали и к иным техниками – процарапывали или даже пользовались краской (охрой). Петроглифы утеса Саган-Заба являются одними из наиболее сложных по композиционному и сюжетному наполнению из всех известных древних изображений во всем Прибайкалье.

На первый взгляд может показаться, что древний автор изобразил людей на своем рисунке весьма статично – в фас, тело в виде треугольника, плечи изрядной ширины и широко расставленные полусогнутые ноги с развернутыми в стороны ступнями. Но при внимательном рассмотрении обращаешь внимание на руки изображенных фигур: некоторые держат руки в стороны, кто-то опустил их вниз, или наоборот – поднял вверх, так же встречается движение лишь одной руки с расправленной ладонью. Ученые убеждены, что перед нами не просто люди, стоящие группами, а самый настоящий танец.

Любопытен еще один момент – очень многие герои древней композиции имеют рогатые головы. Историки рассказывают, что в древние времена подобным образом выглядел головной убор, который получал шаман после пятого, последнего этапа посвящения.

По поверьям древних людей каждый человек происходил от определенного вида животного, был с ним кровно связан. Как гласят старинные легенды, каждому бурятскому роду дало начало свое тотемное животное или птица. Например, для эхирит-булагатов таким животным являлся бык, для ольхонского племени – орел, для хоринских бурят – лебедь. Вот потому на петроглифах утеса Саган-Заба изображены эти животные и птицы – они пользовались огромным почитанием у древних людей как мистические прародители их племен.

В далеком прошлом здесь проводились ритуальные обряды с молитвами и жертвоприношениями. Существует множество преданий и легенд, связанных с этим удивительным местом. Например, рассказывают о загадочной, пещере, полной золота, которое когда-то китайцы были вынуждены спрятать здесь, не имея возможности переправить его через Байкал. Пещера до сих пор не найдена, но она многократно упоминается в книгах 20-х годов.

И сейчас, туристы обнаруживают монетки, волосы, частицы материи, которые когда-то древние шаманы-буряты приносили в дар духам – «хозяевам скалы».