Культура в Американском Самоа

Самоанцы, как и все полинезийцы, в значительной степени сохраняют свою древнюю культуру, крайне привязанную к традициям и очень сложному набору социальных условностей – иерархии, системе особых знаков внимания и обычаев, которые регулируют всю их социальную, религиозную и политическую жизнь. Правительство обеих частей архипелага, как Независимого Самоа, так и Американского, регулярно выпускает официальный список кодексов поведения для своих граждан, в составлении которого активное участие принимают старейшины и племенные вожди.

Самоанская культура базируется на “фаа-матаи” – сложном понятии, подразумевающем власть племенных или общинных лидеров “матаи” (вождь, старейшина), управляющих как “аига”, или “аинга” (семейство, клан), так и всей общиной. Все ресурсы в пределах общины распределяются на основании потребностей и понятия о справедливости, а социальное положение всех членов общины и семей абсолютно одинаково. При этом “матаи” представляет общину на деревенском совете, отправляет правосудие и следит за должным проведением обрядов, соблюдением обычаев, а также ведет летопись рода, генеалогию семейств (этому здесь уделяется огромное значение) и направляет образовательную деятельность.

Выделяют две категории “матаи”: “алии” – непосредственно руководители района, деревни или семейства (к этой категории относятся и “тулафале” – спикеры вождя, его, если так можно выразиться, пресс-секретари) и “аумага” – руководители отдельных семей или сектора работ (изначально слово “аумага” значило “воин”, в наши же дни это обычно просто назначенные для выполнения каких-то общественно-значимых работ лица, хотя функция охраны деревни по-прежнему лежит именно на них). Несколько особняком стоит должность “таупоу”, или “таупо”, которую обычно занимает какая-то уважаемая женщина, часто – дочь или жена “матаи”. В их “должностные инструкции” входит присмотр за чистотой и гигиеной, воспитание детей общины, обязательное приготовление “кавы” и обеспечение всего сложного церемониала, сопровождающего потребление этого напитка. В пределах отдельного семейства эта роль обычно поручается самой старшей женщине в роду, при этом зачастую она получает определенную власть над своими родными братьями, независимо от их возраста и положения. Отдельно выделяется должность “пуленуу” – некое подобие деревенского старосты или мэра.