Караванный сухопутный путь, существующий с 1730 года до 1903 года, соединяющий Москву с Пекином, протяженностью до 9 тысяч километров – получил название – Сибирский тракт (Московский тракт). Изначально, караванный переход — от Сибири — до Калгана, крупного опорного пункта на Великой Китайской стене, считавшегося воротами в Китай – называли Великий чайный путь, а в последствии, так стали называть весь путь следования торговцев от Китая в Россию, и Европу.
После Великого шелкового пути — Великий чайный путь был вторым по своему значению, он появился в 1689 году, после подписания русско-китайского Нерчинского торгового договора.
В 1655 году, когда чайный напиток испил царь Алексей Михайлович, и остался доволен, был заключен торговый договор на поставку китайской сушоной травки, что в свою очередь, послужило более широкому распространению чая в России.
Первый караван из России был отправлен в 1966 году во главе с боярином Иваном Перьевым и бухарским купцом Сектула Аблином, результат торговли в Китае оказался весьма успешным, и принес 100% прибыль, привезенные китайские товары, и того больше – до 300% прибыли.
На пути следования каравана были свои трудности: нападения кочевников при прохождении через калмыцкие и монгольские степи, большая продолжительность маршрута (до пяти месяцев в дороге). Стал вопрос о строительстве острогов, опорных пунктов, дающих защиту от кочевников, и выступающих местом торговли (Удинский, Нерчинский острог).
Великий чайный путь сыграл огромную роль в развитии экономики, торговли, обмену технологиями производства, ремеслами, культурными ценностями трех соседних государств: России, Китая, Монголии. Чайные караваны на своем пути проходили до 160 городов, вот некоторые из них: Переславль-Залесский, Ярославль, Нижний Новгород Кострома, Тобольск, Томск, Омск и другие. Он менял жизнь местных жителей, они получали возможность не только торговать, обменивать товары, но, и работать.
На пути следования действовало много ярмарок: больших и маленьких. Многие русские и китайские купцы заработали на торговле огромные состояния, частично вкладывая их в развитие инфраструктуры городов.